Администрация Каргалейского сельсовета Вадинского района Пензенской области
Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность за совершение правонарушений, связанных с незаконной охотой
Общество 01.03.2021
В настоящее время актуальной является проблема о сохранности диких животных на территории Российской Федерации. На протяжении XX и XXI вв. в результате преследования человеком отдельные виды животных заметно сократились в численности либо были полностью истреблены. Важную роль в обеспечении сохранности диких животных оказывают административные, уголовно-правовые, гражданско-правовые средства защиты.
Уголовная ответственность за незаконную охоту в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, регулируются п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Объектом анализируемого состава преступления являются общественные отношения по охране и рациональному использованию диких животных, предметом – дикие звери и птицы, обитающие в состоянии естественной свободы в охотничьих угодьях, а также выпущенные на свободу в целях разведения, независимо от того, в чьем ведении эти угодья находятся. Объективная сторона заключается в незаконной деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В 2013 г. в УК РФ была введена ст. 258.1 "Незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных".
При этом необходимо иметь в виду, что ст. 7.11 КоАП РФ предусмотрена также и административная ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольную уступку права пользования объектами животного мира или права на добычу. Объектом правонарушений являются общественные отношения, возникающие при реализации права государственной собственности на животный мир, в том числе при осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению животным миром. При этом, пользование объектами животного мира включает: изучение, исследование и иное использование в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтратов, получение продуктов жизнедеятельности (меда, воска диких пчел и прочего) допускается без изъятия объектов животного мира из среды обитания или их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания.
При этом государственные механизмы не ограничиваются лишь привлечением к уголовной и административной ответственности. Так, ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" предусмотрено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Возможность взыскания причиненного вреда также предусмотрена ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Заместитель прокурора района

младший советник юстиции                                                           В.В. Кадомкин